По политическим причинам количество кибератак на российские компании значительно возросло за последние годы и, скорее всего. Так, уже после полного восстановления работы СДЭК, о сбоях в системе работы магазинов сообщила торговая сеть «Верный». Проблемы в обработке банковских карт у этой сети начались 1 июня. Представители компании заявили, что речь идет о хакерской атаке. В итоге на кассах магазинов торговой сети покупки могли оплачиваться только наличными и большинство покупателей ушли без покупок. «Верный» работает в России более десяти лет, и по состоянию на декабрь прошлого года в нем работало около 11 тыс. человек. Выручка компании в 2023 году достигла почти 124 миллиардов рублей, чистая прибыль – 220 миллионов рублей. Некоторые эксперты по безопасности предположили, что атаки на сеть «Верный» и СДЭК могли быть делом рук одних и тех же злоумышленников. Однако в данном случае хакерская группа Head Mare никак не обозначила себя.
Ранее, 4 апреля, проукраинская преступная группа KibOrg заявила, что украла 1,5 терабайта данных Российского союза автостраховщиков. Эти данные якобы включают в себя информацию о российских водителях и их автомобилях за последние 15 лет. Независимых проверок этих утверждений пока не проводилось. Ранее KibOrg взяла на себя ответственность за взлом и утечку данных российской туристической и авиакомпании «Сирена Трэвел», а также российского Альфа-банка.
В условиях, когда сами пострадавшие компании обычно предпочитают говорить о «техническом сбое», получить полную информацию о причастности той или иной хакерской группы не всегда представляется возможным. Например, в СДЭК рассказали, что столкнулись с масштабным техническим сбоем, последствия которого практически устранены. «Скриншоты, которые сейчас используются в некоторых публикациях, не могут служить гарантом и подтверждением факта хакерской атаки или внутреннего саботажа. Как и предположения экспертов, не владеющих достоверной и проверенной информацией, не могут являться основанием для однозначных выводов в СМИ. Всю подтвержденную информацию и изменения в процессах мы оперативно публикуем в официальных каналах СДЭК в социальных сетях и предоставляем СМИ в формате комментариев пресс-службы. Данные из других источников могут содержать неточности, некорректные данные или устаревшие статусы по ситуации. Равно как в них могут содержаться сведения основанные на недостоверной информации», — заявили в СДЭК.
Думается, такой подход является ошибочным. Сокрытие от общественности факта хакерской атаки способствует преуменьшению угроз таких атак и, как следствие, недостаточную работу служб информационной безопасности российских компаний. Тем более, что хакерские группы нередко приписывают себе сбои, к которым на самом деле не имеют отношения. Тем не менее, после атаки СДЭК большинство крупных ритейлеров начали дополнительные проверки безопасности для выявления уязвимостей в их технологической инфраструктуре, связанных с доставками и платежами.